Сергей Николаевич Рахуба родился 24 июня 1961 г. в семье Николая и Надежды Рахуба в г. Брянке на Донбассе (Украина); там же получил среднее образование. В 1979 г. призван в ряды Советской армии.
В 1983 г. женился на Татьяне Логиной. У них трое детей: Дмитрий – 27 лет, Евгения – 24 года, София-Александра – 3,5 годa.
В 1986 г. Сергей Николаевич был рукоположен на диаконское служение в подмосковной церкви EXБ в Салтыковке. Работал в Центральной канцелярии Союза ЕХБ, был помощником председателя ВСЕХБ Григория Ивановича Коменданта.
С 1992 г. трудится в международной миссии «Ассоциация Духовное возрождение» вице-президентом, а с 2004 года – президентом этой же миссионерской организации.
В 1991–1995 гг. учился в Библейском институте Д. Муди в Чикаго, США.
«Крынiца жыцця»: Сергей Николаевич, какие мысли и чувства наполняют Ваше сердце, когда Вы оглядываетесь на прожитую Вами жизнь?
Сергей Рахуба: Во-первых, я еще живу, с энтузиазмом и верой смотрю в будущее. Но чувство безмерной благодарности Богу, что я участвую в миссионерском служении, в широком смысле этого слова, о котором не мечтал в детстве и юности, воспитываясь в семье, преследуемой за веру в далекие шестидесятые, наполняет мое сердце. Помню момент, мне было тогда семь лет, когда отец принес и с осторожностью вручил мне напечатанную подпольно с использованием желатиновых «технологий» детскую Библию. Это была моя первая Библия. Тогда, будучи ребенком, я не мог еще многое осмыслить и принимал все как есть, не предполагая, что придет другое время, все изменится, с улиц исчезнут лозунги, призывающие к победе коммунизма, из классных комнат – портреты «доброго» дедушки Ленина, с кремлевской башни снимут красный флаг, а безбожная троица (Маркс, Энгельс и Ленин) пропадет с фасадов многоэтажных зданий. Позже, в юности, осмысливая политическое пространство атеистического режима, я не предполагал, но все же втайне мечтал о другом времени, когда я буду трудиться в миссионерской организации, которая печатает и издает духовную литературу, способствует основанию новых церквей и т.д.
Что может быть более значительным, чем сознание того, что Бог использует тебя в Своих обширных планах с целью расширения Своего вечного царства?
«КЖ»: Как случилось, что с самого детства Вы были знакомы с христианским учением, хотя жили в атеистической стране?
СР: Моя бабушка по отцу, Ульяна, обратилась и приняла Христа в конце тридцатых годов прошлого столетия. Я думаю, что это было, в том числе, и результатом проповеди Петра Наумовича Дейнеки, так как она жила в Брестской области, которая в то время входила в состав Польши, и в том регионе П.Н. Дейнека много благовествовал. Дедушка же, его звали Василий, был ревностным коммунистом. Бабушка, по рассказам отца, несмотря на противление деда, всегда наставляла детей в христианской вере. Во время войны моего отца, тогда еще фактически подростка, угнали в Германию, где он при определенных обстоятельствах принял Иисуса Христа своим Спасителем. Там, в Германии, в лагере для освобожденных из немецких лагерей он встретил мою маму, которая также приняла Христа после проповеди молодого евангелиста. Позже, спустя годы после окончания войны, они поженились. Мои родители полностью посвятили свою жизнь Богу и служению Ему. Так что я, самый младший из четверых детей, родился в семье, где знали Бога и поклонялись Ему.
Впоследствии, вспоминая годы своей юности в Германии, мой отец, который из-за войны и последующей службы в армии так и не завершил своего образования, написал книгу под названием «Хранимый Божьей милостью», в которой он описал, как чудесно Бог вел и хранил его все эти трудные годы.
Мои родители всегда были образцом верности и жертвенности в служении. Отец, как я уже сказал, не имел возможности получить хорошее образование, но он, бесспорно, талантливый человек – одаренный музыкант и самобытный поэт. Его вдохновенным пером написаны песни, которые известны братству и вошли в сборники песен общего и хорового пения, такие как «Тихо и мирно в Божьем собранье», «Очень рано на рассвете», «Сторож, скажи, сколько ночи» и другие.
«КЖ»: Вы упомянули свои детские годы, что Вам особенно запомнилось из самых ранних лет?
СР: Как христианин, глядя в прошлое, могу сказать, что вижу там пример верности и твердости моих родителей, которые, несмотря на тогдашние невероятные трудности, воспитывали нас, четверых детей, в вере, всегда являясь прекрасным примером. Сейчас детство вспоминается уже по-особому, с какой-то нежностью. Родители очень тяжело работали, чтобы прокормить нас, но служение у них всегда было на первом месте. Очень ярко врезалось в память то, как я особенно ждал воскресного дня, потому что знал, что всей семьей мы пойдем в церковь, которая находилась далеко, километров в двенадцати от нашего поселка. И когда мы рано утром шли пешком, помню надежные и крепкие руки отца, которые держали мои ладошки. С другой стороны, мне было непонятно, почему люди настроены враждебно к верующим? Помню случай, когда мы ранним утром шли на собрание, а пожилая женщина ругала моих родителей за то, что они водят нас в «молельный дом». Она громко кричала и в сердцах плюнула под ноги моим родителям. Мама тогда говорила, что нужно всех обидчиков прощать. Я был единственным из христианской семьи среди своих сверстников в нашей большой школе. Мои старшие сестры и брат уже окончили школу, когда я учился в начальных классах. Помню как однажды, когда мы начали изучать теорию Дарвина, учительница биологии подняла меня с места и предложила одноклассникам задать мне вопрос, почему я вслед за родителями хожу в секту, выставляя меня тем самым на смех. Конечно, мне было неприятно и даже стыдно. Я недоумевал, почему христиан не принимают в обществе, ведь учение Христа о справедливости и добре может изменить весь мир. Тогда я начал понимать, насколько несправедливым может быть греховный мир. Закрадывались сомнения, был ли путь веры, по которому шли родители, моим путем?
«КЖ»: Что послужило причиной принятия Вами решения посвятить свою жизнь Господу?
СР: Как я уже подчеркнул, посвященная Богу жизнь моих родителей и их верность Евангелию стала ключевым моментом в принятии такого решения. Пример старшего брата и сестер, которые встали на путь веры в раннем юношеском возрасте, тоже сыграл значительную роль. Безусловно, я колебался. Меня влекли огни безбожного мира. Поддаваясь многим искушениям, я выбирал момент, чтобы, «правильно» все сформулировав, дать родителям понять, что мне пора выбирать свой путь и будущее. Но потом произошло нечто интересное. Однажды я возвратился домой далеко за полночь и, пробираясь украдкой в свою комнату, чтобы не потревожить отца (иначе он стал бы спрашивать, где я был так поздно), стал нечаянным свидетелем молитвы моих родителей. Это была предпасхальная ночь. Дверь в комнату родителей была приоткрыта. И я услышал свое имя в молитве мамы. Мама со слезами взывала к Богу, моля, чтобы Он оградил меня от всех искушений, дал мне веру и обратил меня к Себе. Я не хочу сказать, что до этого родительская молитва для меня была некоторым секретом, но этот момент для меня стал особенным. Это серьезно подтолкнуло к осознанному анализу своего мировоззрения. В душе шла борьба. Находясь в поиске, я все же понимал, что нужно сделать окончательный выбор. Следующий воскресный день стал днем моего покаяния пред Богом, когда я публично сделал выбор. Не могу сказать, что все быстро изменилось, я был очень молод и идеалистичен, позже под давлением обстоятельств допускал сомнения в глубине души. Но Господь всегда, как добрый пастырь, возвращал меня к следованию за Ним.
«КЖ»: И после этого пришло решение принять крещение?
СР: Да, годом позже в нашей церкви в Запорожье было назначено крещение. Естественно, нужно было пройти церковное испытание и ответить на все вопросы, которые задавали тем, кто изъявил желание принять крещение. Я штудировал Библию и зубрил стихи, готовясь к церковному испытанию, чтобы показать свою готовность к крещению, поскольку предполагал, что это будет похоже на экзамен в школе. Я был в трепете, когда настал мой черед и меня попросили войти. Но все оказалось намного проще и в то же время очень торжественно. Моя душа ликовала, когда пресвитер объявил, что я утвержден к принятию крещения. Это был огромный праздник для меня. Я был принят в Церковь, в Семью! Алексей Гаврилович Брынза был тогда пастором нашей церкви, он меня и крестил в мои 17 лет в реке Днепр. Нас, несовершеннолетних, среди крещаемых было несколько человек, в том числе и его старший сын Яков, с которым мы дружили.
На крещение, несмотря на очень ранний час, как раз когда все уже вышли из воды и сменили белые одежды, приехала милиция, представители власти и районного комитета комсомола. Тогда действовал закон, принятый в начале 60-х, о запрете крещения и принятия в члены церкви лиц, не достигших совершеннолетия. Поэтому А.Г. Брынза предупредил всех несовершеннолетних, чтобы мы, если спросят, не говорили, сколько нам лет, потому что за преподавание крещения несовершеннолетним его, как пресвитера церкви, могли серьезно наказать. Напомню, это было в семидесятые годы и общественное мнение об отщепенцах, как верующих часто называли, формировалось через комсомольские организации, профсоюз и т.д. Комсомольские активисты почему-то именно меня выбрали из общей толпы, окружили и начали обрабатывать: дескать, ты такой молодой, перспективный, и вдруг вступаешь в секту, становишься баптистом. Я помню, что был тогда настолько воодушевлен и так горел смелым желанием защищать принципы Евангелия, что начал им благовествовать Слово Божье и публично свидетельствовать о Христе. Тогда мне очень пригодились все стихи, которые я запоминал к церковному испытанию перед крещением. Можно сказать, что это была моя первая победа, я чувствовал себя смелым, когда свидетельствовал и приводил аргументы молодым комсомольцам и их лидерам. Мне говорили, что я безнадежно заблуждаюсь, гублю свои молодые годы сектантством. Но я знал, что встал на непоколебимый фундамент, основание веры и вечной надежды в Иисусе.
«КЖ»: Вам предстояло еще одно испытание – служба в армии?
СР: Как и все молодые люди, достигшие 18 лет, я должен был отслужить два года в Советской армии. Для многих христиан служба в армии была периодом испытания веры. Помню, что когда меня призывали в армию, майор Квасов из районного военкомата долго со мной говорил и пригрозил, что отправит туда, где «Макар телят не пас». Но Бог управлял моей жизнью. Большинство верующих братьев в нашем городе по неписанному правилу призывали в стройбат. Я тоже не стал исключением. Первое время служил в Арзамасе, что на севере Нижегородской области. Нужно было обустраивать и оформлять новые казармы и классы, так как часть, в которой я служил, только перебазировалась в этот регион. По гражданской специальности я был художником-оформителем, что очень пригодилось. Компьютерного дизайна как такового тогда еще не существовало, и на художников-оформителей в армии был большой спрос.
Работать приходилось много. Я оформлял новые классные комнаты с разной «агитацией» к приезду высокой комиссии из главного штаба наших войск в Москве. Полковник из комиссии, увидев мои работы, приказал командиру батальона собрать меня и отправить в Москву в главный штаб. Но потом я был переведен в Подмосковье в одну из частей, где пришлось испытать большое давление, в том числе и физическое. Думаю, многим, кто служил в Советской армии, известен термин «беспредел» и «дедовщина».
Однажды произошел серьезный инцидент, который стал поводом для того, чтобы меня перевели в г. Брянск. Там все было по-другому, очень необычно. Меня, рядового, против всех правил назначили на «хлебную» должность, как выражались тогда в армии, начальника войскового клуба. Таким образом, у меня был свободный выход в город, который позволил мне найти церковь и затем посещать собрания. Это было еще сложное брежневское время. Незадолго до этого в г. Брянске, в районе Бежица, разрушили Дом молитвы, жестко разогнали массовое крещение, многие служители церкви были задержаны на 15 суток, а Петра Кравчука, известного брата, посадили в тюрьму. Брянск был тогда известным местом в евангельском движении, и местные христиане славились своей стойкостью. Я особо благодарен Богу за то, что в таких условиях, будучи в армии, имел возможность общения в церкви, где и познакомился со многими, тогда еще молодыми братьями, которые впоследствии стали друзьями и лидерами евангельского движения: Николаем Калиничевым, Михаилом Марченко, Петром Кравчуком, Сергеем Марченко, Сергеем Хохловым, Александром Шестаковым и другими. Я всегда говорю, что те два года службы стали для меня не только школой жизни, но и особой школой веры.
«КЖ»: Где и как Вы познакомились со своей супругой и чем руководствовались, когда решили вступить с ней в брак?
СР: Мне было 17 лет, когда Татьяна вместе с родителями приехала навестить друзей в нашей церкви в Запорожье. Там мы впервые встретились в кругу христианской молодежи. Никогда не думал, что Бог соединит наши жизни. Когда во время службы в армии я находился в Москве, семья Тани проявила заботу обо мне как молодом солдате. Через несколько лет после демобилизации Яков Брынза, с которым мы начинали вместе службу в Арзамасе (позже он переехал в Москву на учебу), организовал поездку молодежной группы в этот городок, чтобы посетить небольшую поместную церковь. Таня была в числе этой группы, и мы, таким образом, провели несколько дней вместе. Мне почему-то хотелось быть с ней рядом больше, чем с другими. Я вернулся домой, в Запорожье. Тогда не было Интернета и мобильных телефонов, поэтому я находил самые незначительные предлоги, чтобы позвонить ей, ходил на телеграф, отстаивал очереди и звонил в Москву. Помню, как после 10–15 минут разговора больше всего огорчал голос телефонистки в трубке: «Молодой человек, ваше время истекло». Как молодой христианин, я молился и просил моих доверенных друзей молиться. Вещих снов, как у многих других, и «знаков» на небе в виде «северного сияния» или «радуги с необычными цветами» не было... Для меня ответ от Бога состоял в том, что я полюбил эту обаятельную и милую девушку, которая согласилась стать моей женой, с которой мы продолжаем строить семью и которая верно поддерживает меня в служении.
«КЖ»: Какое место в списке Ваших ценностей занимает семья, и что Вы по этому поводу хотели бы сказать другим людям?
СР: Семья – это самое драгоценное, что Бог дал нам и что есть вообще в жизни человека. На нас, мужей и отцов, возложена ответственность за благосостояние и благополучие в семье. Хочу сказать молодым людям, что семья – это то, к чему нельзя относиться небрежно. Если быть предельно честным, то этот приоритет я сам нарушал неоднократно, когда хотел большего успеха на поприще служения. Живя в современном обществе, мы видим, как грех омрачил сознание: сегодня понятия о семье и супружеской верности считаются просто пережитком прошлого. Благополучие же общества зиждется на семейном благополучии, и церковь как святитель общества должна делать все возможное, чтобы через проповедь Евангелия освящать и прививать эти ценности. Если этот принцип целостности семьи, установленный Богом, нарушен или подменен, грех разрушает семью, и от этого разлагается общество. Проявление аморальных действий направлено на разрушение личности и семьи. Поэтому, уже обладая определенным опытом семейной жизни, когда мои старшие дети выросли и сами строят свои семьи, я хочу, чтобы они избежали некоторых ошибок, которые допускал я в молодом возрасте. Нас с Таней к 25-летию нашей свадьбы Бог посетил особой милостью, подарив нам после долгого перерыва маленькую дочку Софию, которой летом исполнится четыре года. Сложно передать чувства обновления и радости, которые я испытываю, и поэтому, словно наверстывая упущенное со старшими детьми, я ценю каждое мгновение, проведенное вместе с Софией в нашей снова «маленькой» семье. Хочу сказать молодым семьям, супружеским парам – цените больше всего свои семьи и время, проведенное со своими женами и детьми, потому что нет ничего более ценного и благословенного в этой жизни, чем счастье семейного мира, полноты любви и глубины отношений. Не забывайте, что это время стремительно проходит, а дети растут и взрослеют неимоверно быстро. При этом всегда помните, что никакое служение, почет и уважение в церкви или обществе не заменят важности духовного основания веры и жизни ваших детей, которые никто кроме родителей заложить не сможет. Если у вас правильные отношения с Богом, у вас будут правильные отношения в семье и сама семья, так как это самое ответственное Божье поручение, будет и должна быть на первом месте.
«КЖ»: Как случилось, что Вы были вовлечены в служение миссии «Духовное возрождение»?
СР: В 1989 г., когда я работал в ВСЕХБ в г. Москве, я познакомился с Петром Петровичем Дейнека, который впервые после 18 лет запрета на въезд в СССР ввиду своей деятельности приехал в Москву. В то время П.П. Дейнека был руководителем Славянского Евангельского Общества (СЕО), созданного его отцом в далеком 1934 году. Миссия «Духовное возрождение», которая известна в США под названием «Peter Deyneka Russian Ministries», была создана в 1992 г., сразу после распада СССР, когда открылись новые возможности для миссионерского служения. Среди таких братьев, как Петр Дейнека, Андрей Семенчук, Николай Леонович, Джордж Лоу и других был и я, когда после некоторых изменений в СЕО было принято решение о создании другой миссионерской организации. Так что я с самого основания миссии был вовлечен в ее служение.
«КЖ»: Известно, что у истоков зарождения миссии «Славянское евангельское общество» стоял отец Петра Петровича Дейнеки – белорус Петр Наумович. Позже эту миссию на протяжении многих лет возглавлял П.П. Дейнека. Как жизнь этих служителей повлияла лично на Вас?
СР: Еще в детстве я слышал голос Петра Наумовича по христианскому радио, но никак не мог связать тот громкий убедительный голос со своим будущим. Я был мал и слушал радиопередачи из Кито (Эквадор) вместе с отцом и семьей у огромного радиоприемника. Я никогда лично не встречал Петра Наумовича, но его служение косвенно повлияло на то сообщество, в котором формировалось мое будущее. Его биография, его ответ на призыв Божий посвятить себя всецело служению, колоссальное влияние, которое он оказал на формирование миссии, для находящегося за железным занавесом Советского Союза стало примером и для меня. Книга Петра Наумовича «Много молитвы – много силы», написанная на личном опыте мужа молитвы, показала мне глубокое смирение автора и его полную зависимость от Бога. Петр Наумович Дейнека и его сын Петр Петрович, не боюсь преувеличения, были настоящими духовными «гигантами» в смысле посвященности служению. Их вклад, вообще вклад всей семьи Дейнека, включая Руфь Петровну и Аниту (супругу Петра Петровича), в миссию через «Славянское Евангельское Общество» или позже через «Russian Ministries» (Ассоциацию «Духовное возрождение») невозможно переоценить. Это сотни тысяч, если не миллионы Библий, Новых Заветов, сотни наименований христианской литературы, множество обученных служителей для основания новых церквей и т.д. Петр Петрович, человек масштабного видения, стал для меня наставником, у которого многому пришлось учиться, когда мы работали практически плечом к плечу. Я безмерно благодарен Богу, что мог трудиться вместе с ним и его женой Анитой, которая после внезапной смерти Петра Петровича несколько лет руководила миссией, прежде чем вышла на пенсию, но по-прежнему все свое время посвящает служению сиротам в странах бывшего СССР.
«КЖ»: Можете ли Вы подвести некоторые итоги служения миссии «Духовное возрождение»/«Russian Ministreis» в странах СНГ за 20 лет?
СР: Основной фокус служения миссии изначально был направлен на основание новых церквей. За первые десять лет работы около 5000 человек: потенциальных служителей, миссионеров – прошло через обучающие семинары, которые мы организовывали в разных местах СНГ. Миссия на постоянной основе материально поддерживала служение 350 миссионеров – основателей новых церквей от Ямала на Севере до южных границ Закавказья, от Прибалтики на Западе, до Хабаровского края на Востоке. Мы считаем, что этими миссионерами было основано около 1000 новых церквей на территории бывшего СССР.
Ассоциация «Духовное возрождение» стояла у истоков издательской христианской деятельности. Было издано около 150 наименований книг общим тиражом в сотни тысяч экземпляров. Мы поддерживаем национальных авторов в различных странах СНГ, издавая их книги, поощряя молодые писательские таланты. Десятки тысяч детей провели летние каникулы в христианских евангелизационных лагерях. Миссия оказывала помощь в строительстве десятков, если не сотен, молитвенных домов или при приобретении помещений для церквей. Вместе с другими христианскими организациями мы участвовали в формировании христианского образования в СНГ: учреждении семинарий, региональных колледжей, помогали в формировании духовных программ, в том числе изначально помогли в создании Евроазиатской аккредитационной ассоциации богословских учебных заведений (ЕААА). Тысячи людей пришли к Богу через служителей в новых церквях, которые поддерживала миссия.
Основная наша программа в настоящее время – это «Школа без стен». Обучение проходит через церкви и на базе церквей. «Школа без стен» существует, чтобы подготовить, направить и оснастить следующее поколение потенциальных лидеров служения в евангельских церквях. «Школа без стен» возникла как отклик на потребность церквей готовить молодых служителей для благовестия в современном обществе, для решения новых социальных проблем, для духовного и нравственного укрепления в свете новых атак духовного врага. Вместо того чтобы удаляться и прятаться от мира, церковь может и должна видеть в современных трудностях возможность повернуть общество к Богу.
На сегодняшний день в «Школе без стен» проходит обучение более двух тысяч студентов в 65 региональных учебных центрах. Мы планируем развивать географию «Школы без стен», чтобы тем самым формировать служителей следующего поколения в различных регионах бывшего Советского Союза.
Мы надеемся, что в будущем «Школа без стен» послужит обучению и укреплению евангельской молодежи, чтобы молодые люди вместе со своими поместными церквями осуществляли положительные перемены в своих селах, городах, регионах и странах.
«КЖ»: Чем «Школа без стен» отличается от других образовательных проектов? И почему именно такое название?
СР: Главное отличие «Школы без стен» – это практическое обучение благовестию, основанное на Библии и развитии духовных даров каждого ученика. Мы не ставим цель организовать академическое теологическое обучение и последующее присвоение ученой степени, но готовим практических служителей, которые будут знать Слово Божье и использовать свои таланты для расширения Божьего Царства. Студенты «Школы без стен» заботятся о духовном росте своих братьев и сестер, помогают своим поместным церквям создавать новые виды служения и социальной помощи.
Название «Школа без стен» просто и символично: не нужно строить или укреплять разделительные стены между церковью и обществом, не нужно ограничивать силу благовестия и служения стенами религиозных зданий. «Школа без стен» не занимается постройкой специальных учебных и исследовательских зданий, но направляет свои усилия на воспитание лидеров для успешного служения в бывшем СССР и в других странах.
«КЖ»: Назовите, пожалуйста, причины, по которым люди перестали так активно посещать евангельские церкви, как это было в 90-е годы прошлого столетия.
СР: Причин много. Во-первых, как сказано в Писании, это последнее время, которое характеризуется духовным охлаждением в целом. К тому же сейчас пришло новое поколение, разделяющее другие ценности, молодым людям непонятно, для чего посещать церковь, устройство и внутренняя культура которой от них далеки. Хотя я должен сказать, что жажда истины и веры у молодого поколения, которое по сути своей противостоит всему косному, очень высока. Но, к сожалению, проповедь звучит только в стенах церкви, а не там, где молодое и современное поколение находится. Мы все привыкли к храмовому служению и считаем, что люди должны присоединиться к нам, прежде чем кто-то им засвидетельствует об истине, пробудив желание искать Бога. Мы не учим наших прихожан личному евангелизму как главной ответственности каждого последователя Христа. Заметим, что Христос меньше всего проповедовал в храме или в синагогах. Основная Его проповедь была частью ежедневной жизни, и это притягивало, интриговало, меняло людей и общество. Представьте, смогут ли вместить наши скромные молитвенные дома новых последователей, если каждый из нас, каждый член церкви ЕХБ, приведет к познанию Бога одного человека в год.
Во-вторых, под идеологическим и политическим давлением православной церкви и националистических идей имидж евангельских или протестантских церквей уничижается, и активность евангельских христиан ограничивается стенами домов молитвы, что в результате сужает возможность массового благовестия. Хотя при этом никто не запрещал и не может запретить индивидуальный евангелизм, который всегда был и остается самым эффективным методом благовестия.
В-третьих, евангельская церковь проявляет мало социальной активности в современном обществе, чувствуется какая-то усталость, давление материализма, леность к активному благовестию, и мы проповедуем Евангелие сами себе, внутри церкви, потеряв энтузиазм к поиску творческих и новых подходов к распространению Евангелия в современном обществе.
«КЖ»: Как Вы думаете, могут ли народы СНГ вновь совершить грех всенародного отвержения Бога и принятия атеизма как своей собственной религии?
СР: Атеизм как часть социалистической идеологии на государственном уровне, вероятно, не вернется. Достаточно печален и горек исторический опыт воинствующего атеизма в СССР, рушившего устои духовного начала и основания общества, вековые духовные традиции на огромной территории. Морально разложившееся и предельно коррумпированное современное общество – это следствие государственной атеистической идеологии. Отвержение Бога и божественного начала в индивидуальном смысле присуще любому поколению, и настоящее – не исключение. Греховность и аморальность в обществе – это свидетельство того, что утрачен страх перед Богом, христианские или духовные ценности стремительно теряются. И ответственность церкви состоит в том, чтобы утверждать эти ценности, освящать общество и препятствовать разложению.
«КЖ»: Благодарим Вас за интервью и желаем, чтобы миссия «Духовное возрождение» под Вашим руководством преуспевала во всех направлениях ради расширения Царства Божьего на земле.