Возможно, Новый Завет более привлекательный для неверующих, чем Ветхий. Но если бы меня неверующие мать или отец попросили объяснить отрывок из Евангелия от Луки 14:26, честно говоря, я не знал бы с чего начать.
Прежде чем отвечать на этот вопрос, я обозначу некоторые пункты, которых буду придерживаться при истолковании. Это будет своеобразным символом веры истолкователя. Во-первых, я верю, что все Писание богодухновенно. Во-вторых, я верю, что все Писание согласовано. В-третьих, я считаю, что трудные тексты должны объясняться в свете понятных, относящихся к этой же теме.
Давайте прочитаем Евангелие от Луки 14:26: «С Ним (т.е. с Иисусом) шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Сложным здесь является всего одно слово: «возненавидит». Некоторые переводы смягчают его, но, должен сказать, в греческом оригинале стоит именно это слово… И все же, думаю, что переводчики, смягчая значение этого слова, поступают правильно. Например, в переводе «Слово жизни» этот текст гласит так: «Для того, кто хочет следовать за Мной и быть Моим учеником, Я должен быть в жизни важнее отца, матери, жены, детей, братьев, сестер и даже важнее жизни».
Для того чтобы понять смысл этого стиха, необходимо сопоставить его с остальным учением Библии в отношении семьи. В Слове Божьем написано, что мы должны почитать родителей. Мужья должны любить жен, жены – мужей. Родители должны с нежностью и заботой относиться к детям. Почему же Христос высказал мысль, которая, как кажется, противоречит другим библейским указаниям?
Я вижу объяснение в следующем. Христос сказал эти слова к народу, то есть неверующим, необращенным людям. Он не сказал, что они вообще должны отказаться от своих близких, а указал на определенные обстоятельства: если они, принимая решение следовать за Ним, не полюбят Его больше близких, они не смогут быть Его учениками. Довольно часто родственники становятся главным препятствием к уверованию. И Христос указал на то, что выбор следовать за Ним часто сопровождается очень болезненными переживаниями.
Еще одна мысль. Христос смело употребил слово «возненавидит», так как знал, что, если человек не отвергнет все и всех, он не сможет стать Его учеником, а значит, не сможет любить близких истинной любовью. Без Бога нет любви. Та любовь, которую они имеют, непостоянна, эгоистична. Сколько ненависти, сколько трагедий происходит в семьях. Большинство тяжелых преступлений совершается на бытовой почве, то есть в семьях. Иисус желает дать людям новую любовь, новые взаимоотношения. Но для этого они должны последовать за Ним, отвергнув старое, возненавидев свою прошлую, греховную жизнь. Такое объяснение этого текста согласует его с остальными местами Писания, которые повелевают нам любить близких людей жертвенной, Христовой любовью.
Согласен ли Бог, чтобы Его дети, считаясь со временем, допускали развод и преподавали вторичный брак?
Раввины, когда читали Слово Божье в синагоге, вставали, подчеркивая, что за Писанием стоит Божий авторитет, а объясняли Писание сидя, показывая, что за объясняющим священный текст стоит человеческий авторитет. Так вот, отвечая на этот вопрос, я, пожалуй, сяду. Слишком много мнений в христианстве по этому поводу. Семейные вопросы всегда очень сложные, человеку со стороны очень трудно понять все детали. Поэтому я предложу некоторые тексты из Священного Писания, которые выражают Божью волю в отношении брака и разводов, без особых комментариев.
Во-первых, Библия подчеркивает нерасторжимость брака: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:6). Брачные обязательства может разрушить только смерть одного из супругов. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим. 7:2-3).
Развод и повторный брак Священное Писание допускает только в двух случаях: в связи с супружеской неверностью одной стороны и если неверующий член семьи отказывается жить с уверовавшим супругом. В Евангелии от Матфея Христос сказал: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Матф. 19:9). Развод в случае неверности – не обязательное правило, а возможное допущение. Если согрешивший человек раскаивается и исправляется, то лучше его простить, чтобы сатана не вовлекал через эту ситуацию в грех новые души.
В отношении второй ситуации, когда неверующий не хочет жить с верующим, церковь принимает руководство Апостола Павла: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:12-15).
Можно ли верующему одинокому человеку жениться на неверующей женщине?
Отвечу словами Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). О том, насколько удачным может оказаться союз между верующим и неверующей (равно верующей и неверующим), вы подробно можете прочитать в Книге судей израилевых с 13 по 16 главу. Самсону нравились филистимские женщины. Но он не нашел счастья ни с одной из них. В конце концов, Далида лишила его Божьей силы, защиты и погубила.
Слово Божье говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14-16). Брак подразумевает полное единство супругов во всех сферах: в духовной и в физической. Но у верующего с неверующим никогда не будет духовного единства. Ради мира кому-то придется уступать, как мы прочитали, преклоняться под одно ярмо.
Помню, на одном из собраний в нашей церкви женщина, натерпевшаяся горя от неверующего мужа, со слезами говорила молодежи: «Только не повторяйте мою ошибку. Лучше быть одной, но с Господом».
К этому могу добавить, что большинство евангельских церквей не благословляют брак между верующими и неверующими.
Как привести неверующего мужа к Богу?
Первым самым главным и самым действенным средством является молитва. В послании Иакова написано: «Много может усиленная молитва праведного» (5:16). Не ослабевайте и не опускайте руки, если не видите быстрых результатов. Спасение души человека – это не простое дело. Может быть, в определенные периоды вы обнаружите, что, чем больше вы молитесь, тем больше ожесточается ваш супруг. Не останавливайтесь. Дьявол предчувствует свое поражение и поэтому делает все возможное, чтобы погубить мужа. Помните, что ваши молитвы имеют особенную силу.
Вторым средством можно назвать жизнь верующей жены. Апостол Петр пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1-2).
Каждая женщина, обратившаяся к Христу, хотела бы видеть рядом с собой и мужа. Это очень хорошее желание, и оно угодно Богу. Но для достижения этой цели применимы далеко не все средства.
Одна женщина была очень расстроена тем, что ее муж ничего не хотел слышать ни о Боге, ни о церкви, ни о спасении. Как-то в беседе с верующей знакомой она рассказала о способе, с помощью которого надеялась привести мужа к Господу. Ей нравилось слушать христианские радиопередачи, и каждый вечер, когда наступало время начала программы, она очень громко включала радиоприемник. Если муж был в другой комнате, то христианка увеличивала громкость. Мужа это сильно раздражало. Он стал ненавидеть христианские песни и проповеди.
Ее знакомая посоветовала не включать приемник так громко и обратить больше внимания на свой образ жизни: «Вместо того, чтобы засыпать мужа проповедями, попробуй окружить его любовью и заботой». Прошло немного времени, и муж этой женщины стал христианином.
Некоторые жены постоянно учат мужей, отчитывают их за каждую ошибку. Другие используют любые способы, даже идут на хитрость, чтобы затащить мужа в церковь. Иногда такая тактика приводит к желаемому результату, но чаще всего отталкивает мужей от Христа. Самое худшее, что может сделать жена по отношению к мужу, – это начать ворчать или пилить его, чтобы он покаялся и поверил в то, что написано в Евангелии о спасении души.
Апостол Петр рекомендует простое и испытанное средство – свидетельство жизнью. В жизни жены должен отразиться образ Христа.
Одна христианка говорила: «Мой муж никогда не изменится». Более опытная подруга посоветовала ей: «Не сдавайся так быстро». Они стали обсуждать положение. Женщина, пришедшая с жалобой, обнаружила, что во многих случаях поступала не так, как должна. Ей стало понятно, что не была хорошей женой и что необходимо измениться. Но она также поняла, что эти перемены должны произойти в ней не только для того, чтобы привести мужа к покаянию. Через неверующего мужа Господь обратил внимание на ее собственные духовные проблемы.
Каждому полезно увидеть себя в зеркале Божьего Слова. Нам хочется, чтобы наши близкие изменялись. Но, может быть, сначала мы должны измениться сами?
Попробуйте оценить себя глазами мужа. Какой он вас видит? Действительно ли вы показываете ему собой Христа?
Однажды в церкви один человек поднялся с места и сказал: «Большинству из вас уже известно, всю жизнь я был неверующим. Но в этом году Бог так действовал в жизни жены, что я просто уступил действительности». Он сел. Встала его жена и сказала: «Должна рассказать другую сторону этого свидетельства. Когда впервые начала молиться о муже, то просила: «Господи, Ты люби моего мужа, а я произведу в нем перемены!» И ничего не произошло. Тогда стала молиться: «Боже, я буду любить его, а Ты производи в нем перемены!» И Бог изменил нас обоих».
Третьим средством, которым вы можете привести мужа к Богу, является свидетельство. В Библии написано: «Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14). Только слово ваше должно быть с мудрой кротостью и приправлено благодатью. Не стремитесь обрушить за один раз на мужа всю информацию о Боге, которую знаете. Открывайте ему библейские истины постепенно, привязывая их к конкретным жизненным ситуациям. Молитесь Господу, чтобы Он сделал вас эффективной миссионеркой в своей семье. //