Интервью с Первым заместителем председателя РС ЕХБ Евгением Юрьевичем Бахмутским об итогах 2010 года и планах на будущее в 2011 году.
- Евгений Юрьевич, сильна или слаба сегодня позиция Церкви в мире?
– Все зависит от того, что мы вкладываем в слово «Церковь». Если Церковь для нас – это сообщество людей, которые отождествляют себя с Иисусом Христом, то это довольно сильная позиция. Это огромная армия людей, это больше миллиарда человек на планете. Если о церкви говорить как о людях, которые не просто религиозны, но которые, по сути своей, являются христианами, то они тоже сильны, потому что они опираются на слова Господа: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук.12:32). И в то же самое время, в целом, христианский мир становится слабее, потому что сегодня христианство стало самой гонимой религией в мире, как это ни парадоксально, религией, которая подвергается притеснениям, даже гонениям. Но позиция слабеет, потому что сегодня христианский мир все дальше, как это ни странно, отходит от первоисточника – от Божьего слова, от Божьей истины. А там, где нет Божьей истины, нет и Божьей силы. Христос сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Этот момент мы наблюдаем в мировом масштабе, когда многие постулаты, ценности, принципы и убеждения классического христианства оказываются на обочине, либо просто забываются. Это делает христианство слабее.
– Подошел к концу Год миссии и благовестия. Какие бы итоги Вы подвели этому году? Что, на Ваш взгляд, было наиболее значимо в этом году?
– На мой взгляд, самое значимое – это то, что мы для себя заново открыли важность личного благовестия. Мы стали лучше сознавать и, я бы сказал, не просто сознавать, но и практиковать призыв Христа к тому, чтобы каждый из нас был Его свидетелем. Этот год показал нам, что народ Божий, евангельско-баптистское братство, это братство благовестников. Этот год также показал, что народ российский не закрыт для Евангелия. Наши миссионеры отмечают большое количество обращений, особенно молодых людей. Я сам, участвую в служении поместной церкви, вижу, как в церковь приходит большое количество новых, совершенно не церковных людей. Поэтому у служения в России большие перспективы. Год миссии и благовестия продолжается уже 2000 лет.
– Вы являетесь ещё и пресвитером поместной церкви. Скажите, какие вопросы волнуют современного человека, с которыми он обращается к Богу и обращается к служителям церкви?
– На самом деле, очень хороший вопрос, потому что каждая историческая эпоха приносит свои вопросы. Они в чем-то похожи, но и имеют свои особенности. Сегодня мы наблюдаем кризис семьи. Поэтому большое количество людей, знакомых, которые приходят в нашу церковь, становятся впоследствии верующими, имеют трудности в семье, в отношениях, некий хаос, неопределенность, неясность, неудовлетворенность в жизни.
Вторая особенность молодых людей сегодня – они не нашли свою идентичность и они ищут ее. Конечно, каждый молодой человек пытается ответить на вопросы: зачем я, зачем я живу, кто я в этом мире? Сегодня эти трудности накладываются на переходный период: от советского к российскому, от прошлого к настоящему. У молодого поколения потеряны не просто ориентиры. Они, скорее всего, не могут провести адекватную самоидентификацию. Поэтому сегодня они находят ответы у Христа, они находят свою идентичность.
И третий момент, который я хотел бы отметить это то, что современные люди, как это ни странно, стали понимать, что материальный достаток не дает счастья в жизни, не приносит удовлетворения. Развлечения, яркие ощущения, бесконечные тусовки в соответствующих заведениях не несут тепла и мира в душу, не несут света в жизни. Поэтому люди по-настоящему ищут Бога.
– 2011 год был объявлен Союзом ЕХБ годом Библии. Какие задачи в этом году стоят перед Братством ЕХБ? Почему именно год Библии?
– Читать Божье Откровение всегда полезно. Например, апостол Иоанн, начиная свою книгу, которую мы знаем как Апокалипсис или Откровение в самой первой главе пишет, что «блажен тот, кто будет читать эту книгу». Мы обретаем блаженство, читая Божье Слово, оно несет радость в нашу жизнь, оно несет нам свет жизни, показывает нам путь. Почему захотели сделать особый акцент на Писании? Для этого есть две большие причины.
Во-первых, как говорит апостол Павел в послании к Римлянам: «вера от слышания, а слышание от Слова Божьего». Евангельско-баптистское движение в России родилось благодаря Писанию. И не смотря на притеснения, давление, уничижения, препятствия мы сегодня смело можем говорить: для Слова Божьего нет уз. Только Божье Слово помогает возрождению людей, только Евангелие указывает путь к спасению. Поэтому мы хотим видеть духовное пробуждение людей, мы понимаем, что роль Божьего Слова невозможно переоценить. Без него не будет ни спасения, ни пробуждения, ни духовного развития. Мы мечтаем о будущем, поэтому в наступающем году решили сделать большой акцент на Писании.
Во-вторых, в наш век неопределенности и неясности кажется, что, отвечая на любой вопрос, нужно делать это с двух, трех, а то и десяти точек зрения, во всем сомневаться. Писание остается единственным источником правдивой информации. В нем каждое слово «да и аминь», в нем Божье откровение, совершенное, идеальное, правильное. Мы хотим помочь нашим верующим еще раз увидеть, что у них в руках не просто религиозная книга, не просто сборник советов, а это Божья правда, то, что может помочь всем нам и тем, кто находится с нами рядом. Это две самых важных причины, побудившие нас принять решение посвятить этого год Библии.
– Насколько сегодня общество, на Ваш взгляд, открыто для духовных ценностей и насколько сегодня общество готов воспринимать то, что делает и проповедует Церковь?
– Читая русских классиков, Достоевского, Толстого, начинаешь понимать, что кризис – это состояние русской души. На самом деле, кризис – это стабильное состояние для России. Не один, так другой кризис, не одна, так другая ситуация. Мы не живем в абсолютно стабильном пространстве. Вообще, жизнь на земле не является абсолютно стабильной. Поэтому элемент неудовлетворенности, страсть к чему-то большему, смена обстоятельств или ситуаций – это постоянное явление в России.
Мне кажется, что наше общество сегодня становится более консервативным и даже, как это не парадоксально звучит, патриархальным. Людям захотелось определенности. Если сначала им хотелось все разрушить, испытать все новое, абсолютно неизведанное, то сегодня они, всё увидев и испытав, вдруг поняли – не все то, что было раньше, что исповедовали их родители и деды, было неправильно. Я сейчас не говорю про идеологию, я говорю про некоторые ценности и убеждения. Люди потянулись к консервативным ценностям и тут мы находим некую симфонию, соприкосновение церковной культуры и внутреннего поиска общества.
Я считаю, что сегодня российский народ больше открыт для Церкви, больше открыт для проповеди истины Божьей, для Библии, больше заинтересован не просто в религии, а в чем-то более основательном. Сегодня Церкви нужно активизировать свою работу с обществом. Даже наш мир гламура, наскакавшись на танцполе, устав от многочисленных тусовок, стал говорить о более глубоких вещах и ими интересоваться. Для меня это некая позитивная тенденция. Даже выступление молодежи на Манежной площади в Москве показывает, что люди не удовлетворены, они чего-то ищут. Мы видим большой пласт людей, которые ищут себя и Церкви нужно показать себя не как религиозная структура, а как сообщество людей, которые любят Бога, имеют с Ним живые отношения. Это может серьезно повлиять на общество в целом, возможно даже его перевернуть.
– Современное общество стало обществом потребления, а Вам не кажется, что сегодня в служении Церкви можно заметить больше принципов маркетинга, когда мы говорим о целевых аудиториях, ориентированности проповеди, о том, какие методы евангелизации работают, а какие уже не работают? Или же служение Церкви строится на других принципах?
– Ассоциация «Духовное Возрождение» издала замечательную книгу «Франчайзинг. Макцерковь. Как мы решаем проблемы с поверхностным христианством». Я ее с удовольствием прочитал. Так вот, авторы этой книги довольно ярко показывают, что маркетинговый подход к христианству совершенно не библейский, бесперспективный, не рождающий практически ничего духовного, но создающий некую иллюзию жизни и христианского служения. Я едва себе представляю Иисуса Христа, который собрал бы своих Апостолов и отправил их изучать общественное мнение в Иерусалим, или соседнюю провинцию, или даже в Рим, чтобы после этого составить стратегию своего служения. Он дал им четкую и ясную задачу. Конечно, мы учитываем окружающую нас действительность, но мы не занимаемся манипуляцией сознанием, но полагаемся на силу Божьего Слова. Мы, конечно, протягиваем руку нуждающимся, но мы не вымучиваем их обращение к Богу за нашу помощь. Конечно, мы стараемся работать с теми слоями населения, которые открыты сейчас, но мы от этого не перестраиваем нашу церковную жизнь. Я думаю, что это продукты этого века потребления, которые неожиданно доползли до нас и мы, российская Церковь, в некотором смысле были к этому не готовы. Нам казалось сначала, что это очень перспективный, совершенно адекватный, правильный подход. Но уже прошло 20 лет религиозной свободы в России и это показало нам ясно, что это совершенно неправильный подход, который уводит нас от Евангелия. В конце концов, он заставляет нас изменять даже саму проповедь Христа, удаляющую нас от Его заветов. Поэтому думаю, что кто об этом говорит, тот еще не сделал достаточно ошибок, чтобы в этом окончательно разочароваться и не внимательно читает Писание. Ведь апостол Павел говорит достаточно ясно в послании к Римлянам в первой главе: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему». Он проповедовал года три, а потом написал это послание. Коринф где он был, особенно Афины – это были мультикультурные города, где была масса разных философий, течений, взглядов, религиозных воззрений. Поэтому не так уж сильно то общество отличалось на нашего. Ну, не было компьютеров у них, одевались иначе, но в целом - много общих черт. Поэтому не могу я согласиться с таким подходом, потому что он несет большие разрушения, особенно в России. Он не несет никакого духовного созидания. В западных странах это еще может работать, но это, опять же, не созидает духовные вещи. Это работает, потому что там большое протестантское сообщество, там это может быть заметным явлением. Но брать пример с этого абсолютно неверно. В конце концов, когда мы говорим о том же Макдональдсе, мы же понимаем, что это не очень здоровая еда, если человек там будет питаться постоянно, то мы знаем, что с ним станет. И церковь, построенная на подобных принципах, создает духовно неповоротливых, неадекватных христиан, которые едва живы, потому что жизни-то они получают мало.
– Что Вы ожидаете от наступающего года?
– Мы сейчас вошли в эпоху переосмысления, анализа. Я очень надеюсь, что в новом году все-таки многие вещи станут на свои места, и мы поставим точки над i там, где нужно их поставить. У нас появится больше ясности и определенности в том, как нам нужно двигаться дальше. Мы входим в новое десятилетие. Уже прошло десять лет нового тысячелетия и необходимо заложить основы для следующих десяти лет. И то, как мы будем это делать, повлияет на следующие годы развития. Но у нас еще много вопросов, поэтому я ожидаю от этого года, чтобы он стал годом ответов, выводов и ясных определений.
Беседовал Игорь Попов, Союз ЕХБ России