Интервью с Председателем Российского Союза ЕХБ Алексеем Васильевичем Смирновым.
– Алексей Васильевич, сильна или слаба позиция Церкви в мире, в нашем российском контексте? Что нужно сделать, чтобы она усилилась?
– Это не однородное и не однозначное явление в разных регионах. В Европе ослаблена позиция Церкви по разным причинам, в основном из-за плюрализма, который кажется полезным или разумным руководителям Церкви, но он ведет к потере здорового духовного ее влияния на общество.
Насколько я понимаю, сейчас в Америке Церковь начинает понимать, что сдача позиций, осуществленная в 60-70-х годах прошлого века, приводит к негативным последствиям. Христос сказал: «Мы свет и соль». Мы должны влиять. Но мы перестаем оказывать влияние, а просто приспосабливаем Церковь к обществу, к его запросам и интересам, и это противоречит духовным основам Церкви.
Если говорить о нашей стране, то степень влияния очень разнится от региона, где служат поместные общины и, конечно, самого состояния и настроения церкви и служителей.
Сейчас мы говорим на всех уровнях, во всех регионах, что Церковь должна обрести свое библейское, евангельское лицо, представляя себя в обществе. Но начинать надо со своего духовного состояния. Если Церковь не водима Духом Святым, если действие Духа Святого сведено к минимуму, то она становится закрытым явлением, которое влиять ни на что не может, ни внутри себя, ни вовне. Поэтому больше мы говорим о миссии Церкви, чтобы укрепить ее духовно, и тогда, само собой, ее влияние на общество будет усиливаться.
– Подошел к концу Год миссии и благовестия. Какие итоги Вы, как Председатель РС ЕХБ, подвели бы ему?
– Думаю, что волна 90-х начала 2000-х претерпела некий спад в миссионерском служении, в том числе, в нашем братстве. Этому состоянию есть объективные, а есть субъективные причины. Церковь вырвалась на свободу, был энтузиазм, вдохновение. Со временем у пастыря возникает искушение заниматься внутренним состоянием общины, проявляется большой крен на душепопечительство, обеспечение жизнедеятельности самой церкви. Это процесс естественный, но это неправильный подход. Дело благовестия должно всегда быть на первом месте в целях и задачах церкви.
2010 год был довольно ровным и в миссионерстве. Нет всплеска, но это не значит, что нет евангелизаций или мероприятий, направленных на проповедь Евангелия. Они есть в разных регионах, и проводятся они по-разному. Есть очень сильные евангелизационные мероприятия. Но мы говорим о результате, о достижении результата для Бога. Все ли мы работаем как должно? Все ли мы находимся на равном уровне, без колебаний?
Если Церковь для Бога займет правильную позицию, если мы сумеем организовать внутрицерковное обучение личному благовестию, то, считаю, что сейчас эта форма распространения Евангелия оптимальна, потому что поиск Бога у людей есть, но масштабные мероприятия мало привлекают людей. Нужны личные отношения с конкретными людьми, чтобы они увидели, что в них заинтересованы, тогда и Бог будет действовать особо в сердцах грешников.
– 2011 год Союзом объявлен Годом Библии. Почему именно Год Библии? Какие задачи вы ставите в новом году?
– Я убежден, что евангельская Церковь тем и сильна, что она живет чтением, изучением и применением Священного Писания. Поскольку личность – не статичное явление, тем более церковь.
Люди меняются, отношение к вере в Бога в обществе трансформируется, и чаще всего в худшую сторону. Доброе основание, позиционирование евангельских христиан-баптистов как людей Библии, к сожалению, в определенном смысле, теряется. И нам нужно возвращаться к Писанию. Это вопрос жизни. Каждый год, каждый день христианин обновляет свои отношения с Богом. Пересматривает то, что с ним происходит. И мы, независимо от того, есть ли в каком-либо регионе систематическое и тщательное изучение Библии или нет, напоминаем о том, что нужно размышлять над Словом Божьим. Это нужно для того, чтобы оно стало хлебом и жизнью христианина.
Апостол Петр к этому призывает: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:19). В этом году мы хотели бы снова и снова обратить внимание на значимость изучения Божьего Слова как основы нашей христианской жизни, и мы готовим мероприятия для этого в нашем братстве.
– Как на сегодняшний день развиваются межконфессиональные отношения, в которых принимает участие Союз ЕХБ? И что будет меняться в этом направлении в новом году?
– Мы провозгласили нашу позицию в отношении к инославным конфессиям (не евангельскими и не баптистскими конфессиям) в документе «Видение и стратегия». Баптисты – не агрессивная часть христианства, а самая миролюбивая, несмотря на то, что мы активны в провозглашении Евангелия, мы оставляем за человеком право выбора. Это наш библейский принцип, основанный на Слове Божьем: свобода совести для всех и право выбора для всех. Как это ни парадоксально, баптистов обвиняют в прозелитизме. Правда в том, что баптисты никогда и ни с кем не враждовали в вопросах веры. А когда мы говорим о взаимоотношениях с другими конфессиями, то мы готовы к открытому, тесному сотрудничеству с теми, у кого вероучение основано на библейском фундаменте или церковная практика приближена к библейским принципам. С теми же, у кого (на наш взгляд) есть отклонения от Священного Писания, отношения могут строиться по специальным сферам служения: социальным проектам, защите прав верующих, защите евангельских меньшинств в нашей стране. Для этого есть Консультативный Совет глав протестантских церквей, где мы обсуждаем подобные вопросы.
Это не площадка для совместного служения, а разговор о проблемах в обществе, о том, как мы реагируем или где мы проявляем инициативу.
Отдельный инструмент – Общественный совет ЕХБ. Он был создан несколько лет назад. Его главная задача – консолидация сил евангельских сил в нашей стране, для того, чтобы мы представляли силу, монолит. Общественный Совет не занимается созданием единой структуры, но готов действовать для того, чтобы между участниками были построены хорошие, братские отношения.
– Вы упомянули об Общественном совете. Какие цели Общественный совет ставит в новом году?
– Общественный совет – не является организацией или структурой, которая вбирает в себя все. Его преимущество в том, что, не являясь административной структурой, он может ставить вопросы, в том числе богословские вопросы, которые необходимо обсуждать, несмотря на то, что у нас есть сложившиеся представления и взгляды. Но чаще всего эти представления сформулированы слишком давно и были актуальны в той среде и в той культуре. Многие подходы нужно поменять. Но необходимо менять не богословие, а внести коррективы в представления о том, как нужно внедрять богословские принципы и как донести их до общества.
Мы рассматриваем, в том числе, и 7 принципов евангельско-баптистского учения. Перед нами вопрос не изменения принципов, но их уточнения, потому что ситуация заставляет делать коррективы из-за событий в обществе. По мере реализации духовных планов меняется обстановка, и мы должны корректировать свои представления.
Мы рассматривали сложные вопросы: брак, семья, рукоположение служителей, повторные браки, служение. Мы не даем установок, но даем возможность высказать альтернативные взгляды. Я считаю, что сама возможность рассуждать об этом, дает возможность людям задуматься, возвращаться к Писанию, потому что с течением времени, смены поколений, происходит смена форм. Но Слово Божье неизменно. В 2010 году избран новый секретарь из ассоциации независимых церквей ЕХБ, пресвитер Петр Саутов. Мы открыты для всех, кто ориентирован на евангельско-баптистское вероучение.
Беседовал Игорь Попов, Сайт Союза ЕХБ России